Профориентация для школьников
Профориентация сегодня отличается от той, что была раньше, поскольку дети сейчас совсем другие, поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации.
Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, прогнозировать собственное будущее, взять ответственность за собственные решения. И поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением.

Повышенное внимание к «роскошному» образу жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и невероятные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.

Зачастую нам приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам. Но это не помогает нынешним школьникам реализоваться в жизни.

Одна из задач нашей школы «Старт» – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший путь, обратить внимание на их профессиональные качества, получить опыт и навыки в некоторых профессиях.

В этой статье мы хотим поделиться некоторыми знаниями, чтобы вы могли направить размышления по поводу профориентации в нужное русло.

Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

Эксперты советуют задавать школьникам вопросы на каждом этапе: «А вот почему не получилось, как ты думаешь?», «Что нужно, чтобы получилось?» и прочие. Такие разговоры с ребенком формируют у него осознанность этой деятельности.

Стоит попробовать

Типы мотивации:

  • идейный (ребёнок следует за идеей);

  • материальный (ему важны материальные достижения);

  • процессуальный (интересен сам процесс);

  • социальный (важно общение);

  • добивающийся (ребёнку нравится решать сложные задачи, достигать успеха).

Типы мышления:

  • лингвистический;

  • музыкальный;

  • кинестетический;

  • визуальный;

  • исследовательский (изобретательский).

Интересы

Стоит попробовать ведущие интересы ребёнка, которые помогут ему сделать выбор. Для этого используют, например, карту интересов.

Виды деятельности

Здесь подойдут перечисление и шкалирование. При перечислении возможно использование масштабных и структурных вопросов, то есть сначала задаются вопросы среди самых широких областей, затем сужаются тематики вопросов и отмечаются на шкале, как оценивает тот или иной вид деятельности учащийся.

Опоры (сильные стороны)

Определяются сильные стороны подростка так, чтобы ему было понятно, что будет помогать ему в будущем, на что опираться при выборе профессии.

Рефлексия

Этот инструмент формирует осознанность. Школьник анализирует свою деятельность. Вся его деятельность прогоняется через него же. Основная работа здесь - обсуждение, обратная связь наряду с анализом.

Всё это поможет выбрать профессию по душе. Ведь себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Желаем удачи!

Made on
Tilda